Здесь будут публиковаться переведённые на русский заметки из личного блога Аны на Blogspot.
-LA CUCARACHA
Cмерть, парка, жница с косой, безносая...
Часть 1.
Часть 1.
Я всегда считала, что смерть правит нашими жизнями, а наше стремление победить
смерть, управляет нами, дёргая за невидимые нити, словно кукольник своими
марионетками
А происхоcдит это по одной простой причине: смерть -это то единственное во всём
процессе нашего существования, в чём мы можем быть уверены. Мы можем
представлять себе загробную жизнь, реинкарнации, вознесение, всё, что угодно, но
одно точно на 100%: коньки когда-нибудь отбросит каждый из нас.
Несмотря на то и
дело появляющиеся новейшие теории, изобретения,магические формулы бессмертия,
смерть, так или иначе, в конце концов, придёт за нами.
"Быть иль не быть, вот в чём вопрос”или, как перевёл эту фразу дорогой наш Томас
Сеговия " Быть иль не быть, вот в чём всё дело”, говорил Гамлет, за два акта до
этой сцены державший в руках череп своего друга Йорика и вопрошавший того: что
же стало с ним, его жизнелюбием и шутками. Гамлет страдал от невозможности
достичь вечного покоя. Сомневался в том, действительно ли смерть -абсолютный
конец, ведь "умереть-уснуть". Шекспир опасался, что смерть -всего лишь сон, а
значит со смертью человеческие страдания не заканчиваются навсегда. Поэтому в
конце гамлетовского монолога о смерти и жизни он поставил хлёсткую фразу, бьющую
читателя наотмашь, словно пощёчина :Thus Conscience does make Cowards of us
all”.-"Да, малодушными нас делает сомненье..."
Неужели в этом и кроется причина нашей трусости? В страхе осознания того, что на
смом деле стоит за смертью? Гамлет сомневается в том, положит ли самоубийство
конец его страданьям, ведь если смерть есть сон, то посмертные сновиденья не
дадут ему покоя.
Педро Кальдерон де Ла Барка в другом трагическом монологе ( монологе Сигизмунда)
утверждает, будто напротив не смерть, а жизнь -всего лишь сон:
"Что наша жизнь? Одно безумье!
Одна иллюзия она,
Она лишь тень, мечты созданье,
И в ней великое ничтожно.
Вся наша жизнь лишь сновиденье,
И сновиденья также сон?”.
Для великого англичнина сон олицетворяет смерть, для не менее великого испанца
- жизнь.
Я предлагаю альтернативный взляд на гамлетовские сомнения.
Наша трусость
порождена не страхом перед тем, что однажды мы перестанем существовать, но
страхом того, что ждёт (или не ждёт) нас после смерти.
То, как различные цивилизации и народности относятся к смерти, может очень многое
руссказать нам о происхождении этоо страха. Мексиканцы как бы заигрывают со
смертью, не относясь к ней серьёзно, я говорю "как бы", потому что стоило бы
проанализировать такое отношение, дабы попытаться понять,дерзость ли или страх
смерти заставляют нас относиться к неё несерьёзно и даже шутливо, по крайней
мере, в День Мёртвых.
Прозападное же общество, напротив, открещивается от смерти, закрывая
на неё глаза, исключая из своего пол зрения, словно бы такое возможно. Западные
цивилизации приближаются к смерти исключительно посредством вымысла : будь то
художественная литература или кино. Смерть становится неким спектаклем, некой
утончённой фантазией, и эстетически изображение смерти почти всегда решено
в одном и том же ключе.Особенно это касается отображения смерти в кино, на
телевидении и в средствах массовой информации.Нынче на североамериканском ТВ
запрещено показывать даже гробы погибших на войне солдат. Даже кадрам с
покрытыми национальным флагом гробам солдат, не вернувшихся из Ветнама ,
происходи эта война сеодня, на американском ТВ не было бы места. Что уж говорить
о кадрах военной хроники, отснятых такими военными корреспондентами, каким был, к
примеру, Роберт Капа.
Эти войны, по крайней мере то, какими их изображают, кажутся некой
стерилизованной версией войн. Неудивительно, что теперь не подсчитывается даже
количество павших в них солдат( если конечно,эта цифра не становится вдруг нужна
для какой-то конкретной политической цели)
****************
Нынче говорить о смерти считается дурным вкусом.Самое большее, что позволяют
приличия -пить за помин души усопших, которых надо быстренько помянуть и недолго
поносить траур по ним, ведь продожительное ношение траура считается чуть ли не
неприличным.Сколько раз я слышала:" Ну тебе давно бы пора смириться, ведь прошло
уже несколько месяцев сосмерти твоего..." Ах, чёрт возьми! люди всегда хотят
избавить себя от созерцания чужого горя, словно бы им непрятно что кто-то
оплакивает своего покойничка.
Но озвращаясь к "безносой", надо отметить, что она ведь часто бывает любимой
главной героиней литературных произведений, и в этой роли ей уступает даже
вторая по популярности литературная героиня - романтическая любовь.О смерти
написано больше , чем о страсти, хотя эти две стихии вовсе не взаимоисключающи,
скоре наоборот. Есть очень мноо литературного материала, в котором эти двое
сливаются друг с другом, образуя амальгаму. Возможно мы пытаемся победить наш
страх смерти, цепляясь за жизнь при помощи дюбви? Да, пожалуй некоторые так и
поступают, но многие другие пытаются победить смерть используя другие, скажем
так, менее приятные методы. спользуют власть ибогатства, как щит, пытаясь
защититься им от старухи с косой. Страсть кнакоплению , богатству, власти,
видится мне как способ победить смерть, отдаляя её. Обладание богатствами и
властью рождает иллюзию неуязвимости. И конечно богатство гарантирует более
спокойную, но никоим образом не бесконечную жизнь. И богатства, и власть не
беспредельны. И предел им как раз смерть.
Взять хотя бы таких людей, как Аристотель Онассис, который , несмотря на все
свои богатства, не сумел ни победить болезнь, ни предотвратить смерти своего
единственного сына.
Один из моих любимых романов -книга "Столетний человек", первая работа будущего
мастодонта литературы - Оноре де Бальзака, написанная им под псевдонимом Орас
Сен Оби. Фантазии о бессмертии никогда не устаревают, не выходят из моды.
Главный герой его романа соблазнителен, словно Дон Жуан. Оноре де Бальзак идёт
ещё дальше, его герой кажется мне не только олицетворением бессмертия но и
персонификацией самой смерти.Бальзак представляет нам меланхоличного героя ( уж
не этим ли образом вдохнавлялся Мурно , создавая своего печальноо Носферату ?),
принявшего свою неизбежную участь и творящего то, что кажется ему справедливым,
пусть даже для всехостальных это и представляется ужасным.
Такова смерть, страшная, неизбежная, но прекрасная своей печальной красотой ,
рождённой огромной властью. Со смертью не договоришься, не пойдёшь на сделку,
она неподкупна, а следовательно, честна.
Те особые отношения со смертью, которые имеем мы, мексиканцы, то, как мы
обращаемся к ней на "ты", заставило меня предпр инять попытку порузиться в её
внутреннюю суть, написав книгу "РОждённые мёртвыми" Ведь смерть, как бы честна и
справедлива она не была, никого не прощает, в отличие от тех, кто пытается
властвовать на днею, присвоив её себе.
ОРИГИНАЛ ТЕКСТА(HA ИСПАНСКОМ)/ TEXTO ORIGINAL (EN CASTELLANO)

Siempre he creído que la muerte rige nuestras vidas y que nuestro deseo y lucha por vencerla nos maneja como marionetas de hilos invisibles.
![]() |
"SEGISMUNDO ENCADENADO", DALÍ |
La actitud de las sociedades frente a la muerte nos revela mucho del origen de ese miedo. La mexicana hace como que juega con ella, digo hace, pues habrá que analizar si es arrojo o parte del miedo a la muerte lo que nos hace jugar con ella, al menos el Día de Muertos.

http://nacemosmuertosanacolchero.blogspot.com.es/ |
